Чем схожи бизнес и инженерный проект или «как, наконец, заработать денег»
Многие люди мечтают о своем бизнесе, значительно меньше людей пробуют его создать и ещё у меньшего количества людей это получается. Студенты факультета экономики и менеджмента изучают экономические дисциплины и рано или поздно приходят к выбору «пробовать или не пробовать». О том, с чего начинается успешный бизнес, и при чем здесь наука, обсудим сегодня.
Обычно первый бизнес начинается с желания сделать «как кто-то». Молодые люди и девушки открывают такие же кафе и салоны красоты, как у конкурентов, доставляют цветы, перепродают айфоны и возят товары из Китая. Когда первый раз сделать бизнес не получается, приходит мысль о том, что надо идею усовершенствовать, но вместо измеримых параметров начинают улучшаться логотипы, реклама или дизайн интерьера. Деньги уходят в улучшение и никогда не возвращаются.
В действительности люди выбирают, у кого купить, руководствуясь всего несколькими параметрами: дешевле, быстрее, качественнее. Таким образом, оказывается, что достаточно взять продукт конкурента, улучшить один из параметров и получить конкурентоспособный бизнес.
Бизнес хорошо воспринимает инженерную мысль, потому что тесно с ней связан: улучшай измеримые параметры и твой продукт купят. Между прочим, для наемных работников актуальны всё те же параметры. Когда некто пытается выбрать специальность попроще, чтобы получать больше денег, он не понимает, что всё равно должен работать быстрее или качественнее. Вне зависимости от того, соглашаемся мы с такой формулировкой или нет, причины, по которым люди платят деньги, не изменятся.
Можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны.
Существует такое понятие как ТРИЗ, расшифровка: теория решения изобретательских задач. Суть этой теории в том, что любой инженерный проект – это улучшение существующего аналога по любому из параметров. Иными словами: возьми самый лучший продукт в своей области, улучши один его параметр при сохранении остальных, и тогда именно твой продукт станет лучшим в области.
На словах это всё выглядит, конечно, несложно. Но проблема в том, что сотни тысяч людей в мире это понимают и уже пытаются улучшить существующие продукты. У многих это, к слову сказать, получается. В результате людям приходится подолгу думать, что и каким способом улучшать. Чтобы найти решение, можно использовать мозговой штурм, то есть сначала в компании коллег сгенерировать несколько десятков любых, даже самых нелепых предложений, а уже после подвергнуть их тщательному анализу. Можно также использовать метод проб и ошибок, поочередно пробуя разные варианты и отсеивая нерезультативные. Можно также разделить глобальную задачу на маленькие подзадачи и улучшать уже их. Реализовывать это – задача менеджмента, как и контроль положительных изменений при внедрении изменений.
Применительно к бизнесу.
Как уже было сказано, бизнес должен предоставлять товары и услуги быстрее, дешевле или качественнее, чем конкуренты. Это значит, что достаточно взять как пример чужой работающий бизнес, скопировать и улучшить. В качестве улучшений могут выступать цена, местоположение заведения или скорость доставки, удобство заказа и многое другое. Главное, чтобы улучшаемый параметр был действительно нужен покупателю, а не производителю. Если ты производишь товар дешевле, а продаешь по цене конкурентов, кому это надо?
Сегодняшняя экономика по умолчанию подразумевает наличие конкуренции, и улучшать товары и услуги всё равно придется. Вопрос только в том, делать это случайным образом или с расчётом, понимая, ради чего эти товары и услуги у тебя покупают.